Игорь Северянин Стихи

Альфонс Муха

Колыбельная
(Ария Лотарио)


Спи-усни, дитя-Миньона,
Улыбаяся шутя…
Спи-усни, без слез, без, стона
Утомленное дитя.

Замок спит, и спят озера,
Позабудь скитаний дни,
С голубой надеждой взора
Незабудкою усни.

Сердце, знавшее уроны
Зачаруй в уютном сне,-
И растает грусть Миньоны,
Как снежинка по весне.

1908. Ноябрь
.................................................

«Все клонится ко сну…»


Все клонится ко сну
В желтеющей природе.
Кивает дуб клену
При солнечном заходе.
И грустно, грустно мне
Смотреть на смерть в природе
В осенней тишине
При солнечном заходе.
.................................................

«Я спать не мог…
Дурман болотных музык…»

Я спать не мог… Дурман болотных музык
Кружил мечту, пугая и пьяня.
Бледнела ночь. И месяц – хил и узок -
Сребрил змею, прильнувшую у пня.
Металась мышь воздушная стеня,
И доносились вопли трясогузок.
Блуждал туман, как бред больной земли.
Его вдыхал исчадье мрака – филин.
А мой челнок приткнулся на мели,
И – как и я – был жутью обессилен.
Пылал костер вдали, как адский факел,
И – сном цветов! – проснулся светлячок,
Весь – греза их, их тайных дум зрачок.
Не мог я спать, – я вздрагивал и плакал.
.................................................

Игорь Северянин

Cон в деревне


Грассирующая кокетка,
Гарцующая на коне.
Стеклярусовая эгретка —
На пляже méditerrannée.

Навстречу даме гарцовальщик,
Слегка седеющий виконт,
Спортсмэн, флёртэр и фехтовальщик,
С ума сводящий весь beau-monde...

Она, в горжетке горностая,
В щекочущий вступает флёрт,
И чаек снеговая стая
Презреньем обдает курорт.

Ее зовет король рапирный
Пить с мандаринами крюшон,
И спецный хохоток грассирный
                                                         Горжеткой мягко придушён…
.................................................

Трактовка сна
Фелиссе Крут


Зачем приснилась мне гарцунья
И он, неведомый гарцун?…
Уж это не весна ль – чарунья
Испытывает верность струн?…
Не смутные ли это зовы
Воспрянувшей от сна весны?…
Недаром дали бирюзовы,
Недаром небеса ясны…
Недаром в царстве беззаконий,
В повиновении весне,
Не только пламенные кони, -
Гарцуют всадники – во сне…
Недаром взор настроен зорко,
И возникают в сини гор
Она, неведная гарцорка,
И он, неведомый гарцор…
.................................................

Несбыточный сон


Ты снилась мне прекрасной, как всегда,
Способной понимать мои страданья.
Я шел к тебе, я звал тебя туда,
Где наяву прекрасно, как в мечтаньи.
Я звал тебя, но зов мой умирал,
Меня за дерзость страшную карая;
Преступник я; тебя я в мыслях звал
Любить в пределах Божеского Рая.
…О если б Он воздал за муки мне
Твою любовь хотя за крышкой гроба,-
Моя душа нашла б покой вполне
От мысли – мне смешно! – “мы любим оба…”

Порт-Дальний
7 декабря 1903
.................................................

Спящая красавица


– Что такое Россия, мамочка?
– Это… впавшая в сон княжна…
– Мы разбудим ее, любимая?
– Нет, не надо: она – больна…
– Надо ехать за ней ухаживать…
– С нею няня ее… была…
Съели волки старушку бедную…
– А Россия что ж?
– Умерла…
– Как мне больно, моя голубушка!..
Сердце плачет, и в сердце страх…
– О, дитя! Ведь она бессмертная,
И воскреснет она… на днях!
1925
.................................................

Светосон
Девчушкам Тойла


Отдайте вечность на мгновенье,
Когда в нем вечности покой!..
На дне морском – страна Забвенья,
В ней повелитель – Водяной.
На дне морском живут наяды,
Сирены с душами медуз;
Их очи – грезовые яды,
Улыбки их – улыбки муз.
Когда смеется солнце в небе,
Король воды, как тайна, тих:
Ведь он не думает о хлебе
Ни для себя, ни для других!
Когда ж, прельстясь лазурной сталью,
Приляжет в море, как в гамак,
С такой застенчивой печалью
И раскрасневшись, точно мак,
Светило дня, – в свою обитель
Впустив молочный сонный пар,
Замыслит донный повелитель
Оледенить небесный жар:
Лишь Водяной поднимет коготь,
Залентят нимфы хоровод
И так лукаво станут трогать
И щекотать просонок вод,
И волны, прячась от щекотки,
Сквозь сон лениво заворчат
И, обозлясь, подбросят лодки,
Стремя рули в грозовый чад.
Рассвирепеет мощно море,
Как разозленный хищный зверь…
Поди, утешь морское горе,
Поди, уйми его теперь!
Как осудившие потомки
Ошибки светлые отцов,-
Начнет щепить оно в обломки
Суда случайные пловцов.
Оно взовьет из волн воронку,
Загрохотав, теряя блеск,
Стремясь за облаком вдогонку -
Под гул, и гам, и шум, и треск.
А солнце, дремлющее сладко
На дне взбунтованных пучин,
Уйдет – но как? его загадка!-
Раскутав плен зеленый тин.
Оно уйдет, уйдет неслышно
И незаметно, точно год…
Пока пылает буря пышно,
Оно таинственно уйдет…
Когда ж палитрою востока
Сверкнет взволнованная сталь,
Светило дня – душа пророка!-
Опять поднимется в эмаль.
Одной небрежною улыбкой
Оно смирит волнистый гнев,-
И Водяной, смущен ошибкой,
Вздохнет, бессильно побледнев…
Спешите все в строку забвенья
Вы, изнуренные тоской!
Отдайте вечность за мгновенье,
Когда в нем вечности покой!..

Северянин Игорь Berceuse
Северянин Игорь Ночь
Ахматова Анна "Колыбельная"
Авторские стихи
Все статьи сайта

Не забудьте подписаться на мою страничку Facebook:

Комментариев нет:

Отправить комментарий